yachmenev › Блог › Пневматическая тормозная система

Александр Ячменев
Москва, Россия
Тормозная система грузового автомобиля значительно отличается от привычных нам тормозных систем легковушек. Если в легковом автомобиле используется гидравлический привод тормозных механизмов, то у грузовика привод тормозов осуществляется воздухом под давлением.

У современных грузовиков довольно таки сложное устройство, и тормозная система не является исключением. Прежде всего, эта система работает за счет сжатого воздуха посредством многих пневматических клапанов, в том числе управляемых сложной электроникой и множеством датчиков.

Основными и главными производителями на рынке пневматических систем для грузовых автомобилей являются корпорации Knorr и Wabco. Ония являются не только производителями компонентов для тормозных систем, но и разрабатывают целые тормозные агрегаты и комплексные решения для таких ведущих автопроизводителей как Man, Scania, Mercedes, Daf, Volvo, Iveco и другие марки. Ассортимент компонентов поставляемых на конвейеры и рынки запчастей очень обширен - начиная от простых штуцеров и клапанов, и заканчивая сложнейшими электронными блоками управления пневматических систем.

Как работает тормозная система грузового автомобиля

Основной принцип работы заключается в использовании силы давления сжатого воздуха, хранящегося в специальных баллонах - ресиверах. За нагнетание воздуха в ресиверы и создание давления отвечает компрессор. Компрессор приводится в действие по средством шестеренчатой, либо ременной передачи от вращения коленчатого вала двигателя.

Примеры воздушных компрессоров:

  • Knorr LK4951 двухцилиндровый для грузовиков Scania
  • Majorsell 23A004 двухцилиндровый для грузовиков MAN
  • Wabco 412 704 008 0 двухцилиндровый для грузовиков Volvo, Renault, Daf
  • Wabco 411 154 004 0 одноцилиндровый для грузовиков Mercedes
  • Knorr LK3994 одноцилиндровый для грузовиков Iveco
  • Knorr LK8906 одноцилиндровый для грузовиков Камаз
  • Majorsell 67A009R двухцилиндровый для грузовиков Daf

Схема работы тормозной системы грузовика происходит в определенной последовательности. Компрессор нагнетает и сжимает воздух в баллоны-ресиверы до определенного давления, достаточного для эффективной работы тормозов. Затем, при нажатии на педаль тормоза, которая является приводом главного тормозного пневматического крана, давление воздуха от ресивера передается к тормозным камерам приводящим в действие механизмы тормозных колодок. После отпускания педали тормоза и перекрытия пневматической магистрали, давление воздуха из тормозных камер сбрасывается через перепускные клапана.

Детальная работа пневматического тормоза

Воздушный компрессор начинает свою работу сразу же после запуска двигателя, тем самым нагнетая давление в ресиверы и первичный контур тормозной магистрали. Очень важно чтобы главный тормозной кран в это время не был задействован, иначе воздух будет стравливаться через перепускные клапана от тормозных камер. Если к грузовику зацеплен прицеп, либо полуприцеп, то так же через специальные перепускные клапана первичного контура пневмосистемы, давление воздуха будет нагнетаться и в баллоны-ресиверы расположеные на прицепе.

Принцип работы пневматических тормозов прицепа аналогичен работе тормозов грузового автомобиля. После нажатия на педаль тормоза и открытия главного тормозного крана, давление воздуха устремляется во вторичный контур пневмосистемы. Вторичный контур пневматических тормозов более сложный, он состоит из магистральных и ускорительных клапанов, клапанов регуляторов тормозных усилий, и клапанов сброса давления. За приведение в действие тормозов прицепа, отвечает кран регулятор тормозных сил прицепа, который установлен на тягаче и соединен прямой магистралью с главным тормозным краном.

Примеры пневматических кранов:

  • Knorr MB4694 главный тормозной кран DAF
  • Wabco 475 710 136 0 регулятор тормозных усилий Mercedes
  • Wabco 973 011 004 0 клапан ускорительный Man, Mercedes, Daf
  • Wabco 480 204 002 0 кран управления тормозами прицепа Iveco
  • Wabco 480 102 064 0 кран модулятор EBS 4S/3M Schmitz
  • Knorr AE4525 кран четырехконтурный Renault
  • Knorr LA8131 кран осушитель Daf
  • Knorr DPM90C кран ручного тормоза Daf
  • Haldex 602005001 регулятор тормозных усилий прицепа Schmitz

Принцип же работы самих тормозных камер, приводящих колодки в действие довольно прост. Воздух, поступающий в тормозную камеру оказывает давление на резиновую диафрагму внутри камеры. Диафрагма начинает продавливаться и оказывает воздействие на шток с пружиной, которые находятся непосредственно за ней. Шток сдвигается под воздействием диафрагмы и приводит в действие разжимной рычаг тормозного механизма.

Примеры тормозных камер и энергоаккумуляторов:

  • Knorr BS3404 камера ториозная тип 20 для дискового тормоза
  • Wabco 4231069000 камера тормозная тип 24 для барабанного тормоза
  • Wabco 4231047100 камера тормозная тип 16 для дискового тормоза
  • Knorr BX3534 камера тормозная тип 24 для барабанного тормоза
  • Knorr BS9404 энергоаккумулятор тип 20/24 для дискового тормоза
  • Knorr BZ9559 энергоаккумулятор тип 27/30 для барабанного тормоза
  • Wabco 9254217500 энергоаккумулятор тип 24/24 для барабпнного тормоза
  • Wabco 9253840100 энергоаккумулятор тип 16/24 для дискового тормоза

Для барабанных тормозов рычаг соединяется с разжимным валом, который разводит колодки в стороны, для дисковых тормозов нажимной рычаг находится внутри суппорта и под давлением сжимает колодки на диске. При отпускании педали тормоза, подача давления во вторичную магистраль перекрывается. Давление воздуха из нее уходит через перепускные клапана и клапан сброса давления. И пружина внутри тормозной камеры возвращает шток и диафрагму в первоначальное положение.

Основные части пневмосистемы при подготовке воздуха к работе
  • Компрессор — принцип его работы похож на принцип работы насоса. Он засасывает атмосферный воздух, и сжимая его поршнями в цилиндрах, подает под давлением в пневматическую магистраль и ресиверы. Основная задача компрессора это поддержание нужного давления в пневматической системе грузового автомобиля. В его конструкции так же есть регулятор давления, который ограничивает подачу воздуха, либо вовсе стравливает его, если в системе уровень давления уже достаточно максимальный. При сбое в работе датчика давления, вероятна возможность выхода из строя пневматических кранов, разрыв магистралей, и даже выход из строя самого компрессора.
  • Осушитель воздуха - расположен между компрессором и ресиверами. Его задача состоит в том, что бы подготавливать воздух перед поступлением в баллоны. На осушителе устанавливается специальный фильтр, который отделяет и впитывает из поступающего воздуха лишний конденсат, и примеси масляных частиц. Стоит также отметить, что практически все осушители воздуха, интегрированные в современные пневмосистемы, не только выполняют свою прямую обязанность, но и осуществляют процесс регенерации.
  • Предохранитель от замерзаний – один из интересных элементов системы, которым часто оснащаются грузовые автомобили "богатых" комплектаций. При этом он довольно таки прост в своем устройстве. В холодное время года его заполняют специальными жидкостями-размораживателями, которые он впрыскивает в ресиверы, либо осушитель воздуха. Пары от жидкости смешиваются с воздухом, и тем самым препятствуют замерзанию конденсата во всей системе. Тем самым предохраняя от замерзания магистралей и повреждения пневматических клапанов.
Часто встречающиеся неисправности пневматических тормозов
  • При нажатии на педаль тормоза не следует никакой реакции тормозной системы. Основные причины этого могут быть как в нехватке давления воздуха в системе - компрессор не успел заполнить ресиверы, так же и в повреждении подающей магистрали от компрессора, либо выход из строя самого компрессора. И если незаполненные воздухом ресиверы можно списать на невнимательность водителя, то другие причины требуют немедленной диагностики и вмешательства специалиста.
  • Слишком длинный тормозной путь грузовика. Может возникнуть при недостаточном давлении воздуха в системе - тормозные механизмы не до конца прижимают колодки. Так же может быть связано с плохой регулировкой суппорта либо барабанного механизма, когда колодки не способны вплотную прижаться к фрикционной поверхности. Либо же причина в неисправности главного тормозного крана - не полное открытие вторичного контура магистрали, выход из строя клапана. И если недостаток давления в ресиверах может быть опять списан на невнимательность водителя, то остальные причины требуют вмешательства специалиста.
  • Асинхронная работа тормозов. Когда одно колесо или все колеса начинают тормозить по-разному, то причин может быть тоже несколько. Неравномерный износ тормозных колодок, неравномерный износ барабанов либо дисков, неправильно выставленные зазоры на тормозах, либо закупоривание или разрыв подводящих магистралей к тормозным камерам. Данная неисправность требует срочной диагностики и вмешательство специалиста.
Естественно список неисправностей и поломок очень обширен, поскольку тормозная система грузового автомобиля очень сложна. И от водителя требуется повышенное внимание к работе тормозов. Если датчики давления воздуха в ресиверах не доходят до нужного уровня давления, либо же слышно шипение воздуха, то необходимо выявить в чем может быть проблема и устранить ее. Поскольку большая и тяжелая машина, не способная остановится вовремя является большой опасностью для всех окружающих и самого водителя.
Тормозная система грузового автомобиля обязана быть полностью исправна.
Комментирование недоступно
С любыми вопросами обращайтесь по телефонам
Ответим на Ваши вопросы по электронной почте [email protected]