Все из нас постоянно могут наблюдать на дорогах грузовики с прицепами, такие сцепки еще называют автопоездами.
Виды осей
При том прицепы так же различаются между собой по конструкции и расположению осей. Это могут быть полуприцепы с расположением осей в задней части (чаще всего три оси), а в роли передней поворотной оси выступает седельно-сцепное устройство (основные производители Jost, Georg Fischer +GF+, Rockinger) расположенное над задней осью грузовика-тягача.
Могут быть прицепами классической компановки - одна (иногда две) задняя ось, и передня ось закрепленная на поворотном круге со своей собственной независимой подвеской. И так же бывают прицепы с расположением осей по середине рамы, без поворотных элементов со своей независимой подвеской. Так же есть прицепы специального назначения с большим количеством осей, к примеру тралы-тяжеловозы, которые имеют свою рулевую систему. Самыми распространенными производителями прицепных осей являются такие корпорации как SAF, BPW, Schmitz cargobull, ROR (Meritor), Fruehauf.
Так же встречаются оси марки SMB (Mercedes), но они постепенно уходят из массового сегмента прицепов и встречаются редко. Есть оси российского производства ТОНАР, используются в основном на одноименных прицепах. Так же оси Gigant производимые только для специализированных прицепов, но в своей конструкции имеющие детали BPW.
Примеры прицепных осей:
- 30.10.744.127 Ось BPW HSM 12010,SN 4220 (квадратная балка) с ABS (колея 2040)
- 30.10.744.111 Ось BPW HZM 12010,SN 4220 (квадратная балка) без ABS (колея 1820)
- 30.10.502.024 Ось BPW NRZM 12010-17,SN 3020 с ABS (круглая балка)
- 147.83.26.7.49.0 Ось SAF SKRB 9019W
- 347.96.21.7.49.01 Ось SAF SKRB 9022K01
- 147.96.68.7.49.20 Ось SAF SBW 1937-11
- SCHMITZ CARGOBULL SCB 9010/9 H43S5
- 9042-2410011-91 Ось Тонар с тормозами средняя с АБС
- 9523-2410011-10 Ось Тонар с рессорами
- 123000039 Ось SMB SNH7 12010 3020
Конструкция осей
В своем большинстве прицепные оси схожи по своей конструкции и представляют из себя стальную балку с кронштейнами для крепления подвески и блоками ступиц. Различают 2 основных вида тормозных систем для прицепных осей - барабанная (постепенно уходит из производства) и дисковая. Принцип работы этих тормозных систем, такой же как и у грузовиков.
При барабанном тормозе давление воздуха в тормозной камере воздействует на шток привода тормознова вала, который разжимает колодки внутри тормозного барабана. При дисковом тормозе шток тормозной камеры воздействует на рычаг внутри суппорта который подводит колодки к диску. Так же различают 3 основных вида ступиц под колеса диаметрами 22.5, 19.5 и 17.5 дюймов соответственно. Но к примеру у специализированных прицепов могут стоять ступицы под колеса отличных от стандартов диаметров.
Примеры деталей ходовой части осей:
- 709317868 GIGANT Ступица в сборе GKH1 3020
- 3.307.3043.02 Ступица SAF 420x200 с подшипником
- 19032 накладки тормозные с заклепками STD 17.5-10.8 (420x180)
- 03.109.67.13.0 ТОРМОЗНОЙ БАРАБАН BPW 420X180
- 017870 ТОРМОЗНОЙ ДИСК SCHMITZ ROTOS
- 09.801.02.34.0 Ремкомплект ступицы BPW Eco
- 1003457 Подшипник ступицы SCHMITZ
- 29171 Колодки тормозные BPW / SAF
- 9042-3104015-50 Ступица ТОНАР с АБС
- 9042-3502090-92 Колодка с тормозными накладками ТОНАР
- 05.212.25.78.0 Крышка ступицы O 137 / 142,6 x 56,3 / SW 120 BPW ECO PLUS2
- 03.262.17.18.0 Гайка M52x2/SW80 ступицы BPW
Подвеска осей к прицепам
Подвеска осей к прицепам так же имеет в своем большинстве схожие конструкции. На самих балках имеются кронштены для крепления амортизаторов - смонтированные на специальный крепеж либо приваренные. Так же оси комплектуются специальными площадками для крепления рессор либо полурессор к которым дополнительно может крепится пнематическая подушка-рессора.
Пневматические подушки используются для более плавного и мягкого хода прицепа поглащая излишние нагрузки на подвеску, а так же для вертикального выравнивания кузова прицепа при боковых отклонениях. Некоторые прицепы с пневматической подвеской способны изменять высоту платформы кузова, стравливая либо нагнетая воздух в подушки, тем самым обеспечивая оптимальные условия для погрузки/разгрузки.
Так же в конструкциях подвески прицепов используются и подвесные оси. Помимо стандартных элементов, они имеют дополнительные кронштейны-коромысла прикрепленные к 2-3 секционным воздушным сильфонам. При накачивании в них воздуха ось поднимается от земли и прижимается ближе к раме прицепа. Сделано это для возможной экономии топлива грузовиком и ресурса колесных покрышек, когда прицеп перемещается пустым, либо с легкой загрузкой.
При полностью загруженном прицепе, ось опускают обратно вниз для равномерного распределения веса по осям. Подвеска же специализированных прицепов может быть в разы сложнее и обладать дополнительным гидравлическим и пневматическим оборудованием. Оси специализированных прицепов могут иметь поворотные кулаки на шкворнях (как рулевая балка грузовика) для независимого поворота колес, в данном случае подвеска прицепа оснащена специальными гидравлическими аппарелями для управления рулевыми тягами поворотных кулаков.
Некоторые специализированные прицепы имеют функцию продольного перемещения осей под платформой прицепа. Каждая ось со своей подвеской смонитрована к отдельному подвижному блоку, имеющими специальные стопоры для фиксации. Иногда к этим блокам могут быть подсоединены гидравлические цилиндры, для перемещения осей под тяжелой нагрузкой платформы.
Примеры деталей подвески:
- 4585272417 Пневморессора на подъемную ось ТОНАР
- 4585272416 Амортизатор ТОНАР
- 9523-3013036 Кронштейн крепления подвески ТОНАР
- 2376002600 Амортизатор BPW,SAF
- 1.177.1001.02 Втулка реактивной тяги коническая 30x55x61.5 SAF
- 4284300600 Пневморессора SAF (без стакана)
- 3229002800 Пневморессора SAF (с пластиковым стаканом)
- 3149005901 Полурессора SAF
- 05.291.00.84.0 Балансир BPW
- 03.340.14.24.0 Болт полурессоры M 24 x 2 x 166 - 10.9 / O 56 / O 18 BPW
- 03.112.76.13.0 Втулка балансира BPW
- 03.353.67.05.0 Наконечник реактивной штанги, правая резьба BPW
- 05.828.31.84.0 Механизм подъёма оси односторонний BPW
- 639019 Полурессора Gigant
Ремонт и обслуживание
Ремонт и обслуживание осей обычных прицепов довольно простые, поскольку включают в себя всего лишь несколько элементов - ступица с подшипниками, элементы крепления подвески, тормозные механизмы. Но не смотря на это детали стоит подбирать тщательным образом, ведь ось прицепа работает под нагрузкой в различных погодных условиях, и экономия на ступичных подшипниках или колесных шпильках в лучшем случае обойдется еще одним ремонтом и простоем прицепа.